Б. Щербаков: "Я" в предлагаемых обстоятельствах!"


"Вести Дубны", №14, 05.04.2012
Элеонора Ямалеева


Семейная комедия, с говорящим само за себя названием, поставлена по пьесе итальянских драматургов – лауреата нобелевской премии Дарио Фо и Франки Раме. В основе всей этой увлекательной истории - лишь одна эгоистическая затея мужа, роль которого виртуозно и мастерски исполняет Борис Щербаков. Он, под благовидным предлогом сохранения семьи, маскирует свои истинные желания, предлагая жене жить в браке по законам свободной пары, где каждый будет иметь право на мимолетные увлечения. Следовательно, о супружеской верности здесь речь точно не пойдет. Однако муж совершенно не ожидает, что и жена, которую блестяще играет Мария Аронова, с энтузиазмом воспримет это предложение и попытается воспользоваться новыми появившимися возможностями. Вот тут-то его и охватят смутные сомнения в собственной правоте.

Наша беседа сегодня с исполнителем главной роли в спектакле «Свободная пара», Народным артистом РФ Борисом Васильевичем ЩЕРБАКОВЫМ, который с удовольствием согласился побеседовать о своем любимом спектакле.

Борис Васильевич, в чем ваши герои ищут свое счастье в спектакле «Свободная пара» и на правильном ли пути они находятся?

Каждый человек ищет счастье и каждый ищет его по-своему, но в данной пьесе, по-моему, они не ищут счастья, они просто разыгрывают друг друга.

Но в итоге они находят что-то высокое в своих отношениях, или у них происходит просто некий пинг-понг?

Да, вот у них именно пинг-понг, розыгрыш друг друга! Я, помните, в самом конце говорю: «Я давно так не смеялся, ты здорово меня развеселила!». Каждый из них ходит как бы по острию ножа, потому что то Она пытается броситься из окна, но не выбрасывается, то я пытаюсь выброситься, но не выбрасываюсь! И каждый должен это понять так, как считает нужным, как ему хочется, в меру своей развитости! Если ты считаешь, что это розыгрыш, значит пусть для тебя это будет розыгрыш, а может будет человек считать, что это все серьезно, хотя ничего серьезного там вообще нет и не может быть…

То есть это не совмещение иронии и серьезности?

Да, я вот так считаю, что это ирония чистой воды!

Борис Васильевич, главное для актера - создать характер. В «Свободной паре» каков ваш герой, какими чертами вы его наделили?

Знаете, я вам сейчас раскрою настоящий секрет – я себя здесь играю!

Себя? Оказывается отсюда такая естественность!?

Да!!! Так же как и Маша (Мария Аронова, - прим.авт.) играет себя. Конечно, есть какие-то характеры, не просто я, а “Я” в предлагаемых обстоятельствах. Так как я закончил школу-студию при Московском Художественном театре (Б.Щербаков окончил школу-студию при МХАТ ровно 40 лет назад в 1972.г, - прим.авт.), а Маша закончила Щукинское училище, это две разные школы…

И в данной постановке двум школам предстояло переплестись воедино…

Да, было довольно-таки сложно, но в итоге мы все-таки совместились. И мы играем уже лет девять!

Это уже довольно-таки заслуженный спектакль!

Да, именно, заслуженный, это точно сказано! Маша-то придумала себя там полностью, свой характер выдумала, а я там – это я в предлагаемых обстоятельствах, не мудрствуя лукаво.

Получается так, что здесь поиск характерности героя – это была сугубо внутренняя работа, без заимствования опыта извне? И все-таки, как по-вашему будет правильнее, идти от себя создавая роль или…?

Смотря, какая роль! Вот если говорить о сегодняшнем спектакле (наша встреча проходит в театре «Киноактера», где состоится другой спектакль с участием Бориса Щербакова - «Все сначала»), то вот это же не “Я” в предлагаемых обстоятельствах, когда Я исключительно играю. Это не я!

Это образ!

Да, это все я придумал. А в «Свободной паре» – там абсолютный Я!

Поэтому все получается непринужденно и на одном дыхании!

Вот именно, зритель даже не ожидает, что уже конец! Как это?! Закончился! Ой, как жалко, как, мол, мало, а на часы посмотрят, пролетели как миг полтора часа.

Не удивительно, зрители пришли повеселиться и подобный спектакль готовы были и три часа смотреть…

Но три часа такой спектакль вряд ли мы смогли бы выдержать, это очень тяжело было бы для Маши, и для меня.

Конечно, но я имею в виду зрителей… Для них было бы легко!

А, зрители, да, им этого действа кажется маловато! Антракт делать не имеет смысла.

Борис Васильевич, для вас близко играть персонажей с тонким чувством юмора и самоиронией?

А мне все близко играть! Я люблю свою профессию и берусь практически за все, во всяком случае, раньше было именно так. Я вот, например, не понимаю эту фразу артиста или артистки - «Это не мое, как вы мне можете это предлагать!» Это значит расписаться в собственной профнепригодности. Что это значит? Еще Станиславский говорил: «Не твое – сделай своим!» Вот и все! А когда так говорят, что не мое, значит, уходи из этой профессии, занимайся тем, что твое!

Но какие-то роли будоражат творческое воображение актера, а какие-то нет…

Да, совершенно верно, меня вот будоражат какие-то хорошие, где есть, что играть! Как в «Свободной паре», где тоже очень серьезная проблема поднимается.

Все-таки, значит, есть серьезность в этой комедии?

А как же? Ставиться как раз серьезная проблема, а решается она с помощью иронии!

Расскажите, в итоге-то проблема этой супружеской пары как-то решается?

Ну, в общем, да! В итоге он говорит: «Я люблю только тебя!». Здесь есть что играть и это будоражит как раз! А есть пьесы, в которых играть просто нечего, их даже сложно назвать пьесами, там просто ничего не происходит, идет диалог, а сути нет. А я когда учился, то я научился тому, что ты входишь в сцену один, а выходишь совершенно другой! Что-то должно поменяться в тебе, в сцене должно быть какое-то событие, какой-то фактор, который поменял, может быть не отношение к жизни, но точно поменял твое настроение или поведение. А когда я читаю пьесу, и ничего не происходит, то я говорю: «Спасибо, не надо!».

Из ваших слов получается, что стоит играть только те роли, которые помогают творчески развиваться и раскрываться…

Да, безусловно, но я уже в том возрасте, когда уже поздно творчески раскрываться, а вот утвердиться всегда стоит! Так что жду встречи с дубненскими зрителями, и хочу сейчас сказать им одно - «Свободная пара» по-настоящему стоящий, хороший спектакль, и я приглашаю всех-всех!!! Буду рад новой встрече с Дубной!

Существуют ноты, которые каждый может прочесть, но только настоящие артисты могут прочесть то, что между нотами, и донести до зрителей самый сильный психологический эффект – то, что невидимо и неслышимо, независимо от жанра спектакля. Они рождены с этой способностью! И сегодня мы познакомили дубненцев с одним из таких актеров. Записи интервью с Борисом Васильевичем всегда проходят на очень позитивной волне, и именно с таким посылом пролетает спектакль, который в скором времени покажут в Дубне. Еще обязательно нужно упомянуть о том, что комический эффект всех перипетий между героями в спектакле усилен приемом «театр в театре», а зрители сделаны непосредственными свидетелями на процессе по «делу о супружеской неверности». Драматург наделил своих персонажей тонким чувством юмора и самоиронией, ведь, в конце концов, посчитал Дарио Фо, они всего лишь актеры на сцене театра, имя которому Жизнь.